Всего за несколько лет бескаркасная мебель так плотно вошла в нашу жизнь, что уже и не кажется дизайнерской причудой. Однако было время, когда бесформенные мешки казались в мебельном деле новаторством не меньшим, чем, например, футуризм в поэзии начала XX века. Что интересно, родиной и бескаркасной мебели, и нового течения в стихотворном искусстве является Италия. Своеобразная артистическая дерзость вообще свойственна итальянцам — не случайно именно они вот уже полвека идут в авангарде мировой моды.
Итак, первая бескаркасная мебель появилась в конце 60-х годов. Она представляла собой наполненный жидкостью мешок из прозрачного ПВХ и стала результатом творчества группы амбициозных молодых художников - Чезаре Паолини, Франко Теодоро и Пьеро Гатти, действовавших в рамках активно развивавшегося в то время движения «Антидизайн». Как несложно догадаться, это движение было своего рода реакцией на модернизм, вот уже полвека господствовавший в культурном пространстве Европы.
Художники «Антидизайна» выступали против конструктивистского снобизма форм, который принял тогда едва ли не официальный характер, а одной из главных установок нового течения стал отказ от высокотехнологичности и ориентации на потребительский вкус. Что, как не бескаркасная мебель, лучше всего подчеркивало их философию?
Молодые дизайнеры задавались целью радикально обновить внешний облик предметов, и пошли по революционному пути, отказавшись от формы как таковой. Первая бескаркасная мебель - кресло-мешок - было одним из первых объектов, созданных «антидизайнерами» и, можно сказать, стало программным произведением этого движения. Однако бескаркасная мебель получила признание не сразу, и причиной тому - крайнее неудобство её эксплуатации. Объём содержащейся внутри мешка жидкости делал его непомерно тяжёлым, а ПВХ не выдерживал напряжения и часто рвался. Такой образец бескаркасной мебели был, скорее, художественным объектом, чем предметом внутреннего убранства — авангардным дизайнерам вообще свойственно жертвовать практичностью ради эстетики.
И вот, в 1968 году, после нескольких неудачных попыток коммерчески реализовать свой проект, дизайнерское трио встречает авантюрного промышленника Аурелио Занотту, которому сразу пришлась по душе идея бескаркасной мебели. Он берётся выпускать кресла мешки, внеся некоторые изменения в их «конструкцию». Прозрачный ПВХ был заменен на ткань соблазнительного розового цвета, а в качестве наполнителя были использованы гранулы из вспененного пластика. Обновлённая модель отличалась легкостью и надёжностью, сохраняя при этом главные качества бескаркасной мебели - удобство и внешнюю оригинальность.
Так, в 1968 году на мебельной фабрике Zanotta вышла первая модель бескаркасной мебели, получившая ёмкое и лаконичное название «Sacco» (в переводе с итальянского «мешок»). Это первое кресло удостоилось высочайших похвал со стороны как критиков, так и потребителей — модель получила несколько наград и принесла её создателям долгожданную славу. Компания Zanotta выпускает кресло «Sacco» по сей день. Эта модель стала вехой в мебельной промышленности и настоящим прорывом в производстве бескаркасной мебели - несколько музеев даже сделали его своим экспонатом как значимое явление в истории дизайна. Переходя на афористический тон, можно сказать, что никогда еще мебель не была настолько мягкой, как после появления кресла-мешка.
Сегодня бескаркасная мебель пользуется популярностью во всём мире. Из предмета роскоши она превратились в доступный предмет интерьера, сочетающий удобство, практичность и оригинальный дизайн. Весной 2008 года компания Zanotta отмечала юбилейную дату - сороколетие со дня появления первого образца бескаркасной мебели - кресла-мешка. Оглядываясь на его историю, невольно вспоминаешь хрестоматийную фразу: «Всё гениальное — просто». Действительно, тяга к простым вещам свойственна человеку, особенно сейчас, в век информационных технологий.
Можно быть уверенным, что и через десять лет бескаркасная мебель не утратит своей популярности. Если только какой-нибудь другой острый дизайнерский ум не создаст что-то еще более простое и привлекательное.